Обнаружена гелиевая экзопланета HAT-P-11b

Обнаружена гелиевая экзопланета HAT-P-11bГелиевая экзопланета HAT-P-11b в представлении художника. Авторы и права: Denis Bajram.

Астрономы обнаружили далёкую планету с атмосферой богатой гелием, которая при этом сильно распухла и напоминает надутый воздушный шар.

Международная группа исследователей, в том числе Джессика Спейк (Jessica Spake) и доктор Дэвид Синг (David Sing) из Университета Эксетера, обнаружили инертный газ в атмосфере экзопланеты HAT-P-11b, которая находится на расстоянии 124 световых лет от Земли в созвездии Лебедя (Cygnus) и которая в 20 раз ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу.

Новые данные были получены исследователями из Женевского университета, которые наблюдали за экзопланетой с помощью спектрографа Carmenes, установленного на 4-метровом телескопе в обсерватории Калар-Альто, Испания.

Впервые учёным удалось определить скорость атомов гелия, находящихся в верхних слоях атмосферы экзопланеты, которая по размеру эквивалентна нашему Нептуну. Гелий находится в вытянутом облаке, находящемся позади планеты, подобно хвосту кометы.

Гелий перемещается с дневной стороны планеты на её ночную сторону со скоростью более 10 000 км/час. Поскольку гелий очень лёгкий газ, то он достаточно быстро покидает атмосферу планеты и образует обширное облако позади HAT-P-11b.

“Это действительно захватывающее открытие, особенно потому, что это первая за прошедший год экзопланета в атмосфере которой был обнаружен гелий” – сказала Джессика Спэйк.

Исследовательская группа считает, что новое исследование может многое рассказать об экстремальных атмосферных условиях, наблюдаемых вокруг самых горячих экзопланет.

Исследование было опубликовано в журнале Science 6 декабря 2018 года.

Больше информации: http://science.sciencemag.org/