Возможно, у Млечного Пути есть ещё один рукав

Снимок Млечного Пути, созвездия Ориона и Магеллановых Облаков над Очень большим телескопом. Авторы и права: P. Horálek/ESO.

Астрономы обнаружили новую огромную нить из газа и пыли, находящуюся на внешнем крае нашей галактики. Эта особенность, получившая название Cattail, ещё не нанесена на карту, но команда, которая её обнаружила, полагает, что это может быть ранее неизвестный рукав нашей галактики Млечный Путь.

Млечный Путь – это гигантская спиральная галактика, центральная выпуклость которой окружена извивающимися рукавами, содержащими звёзды, газ и пыль. По данным НАСА, у нашей родной галактики есть пять известных спиральных рукава – рукав Лебедя, рукав Ориона, рукав Персея, рукав Стрельца и рукав Центавра. Земля находится в рукаве Ориона.

В течение последних нескольких лет исследователи, работающие с крупнейшим в мире радиотелескопом FAST в провинции Гуйчжоу, Китай, проводили систематические исследования области неба, известной как Cygnus-X.

FAST видит Вселенную используя радиоволны и поэтому он особенно полезен для наблюдения за облаками холодного газа, содержащего водород. Наблюдая за Cygnus-X, огромной областью звездообразования, расположенной примерно в 4500 световых лет от нас, Кепинг Цю и его коллеги заметили облака газообразного водорода, которые, казалось, находились далеко позади него.

Объединив наблюдения FAST с данными телескопа в Германии и другого телескопа в Австралии, исследователи смогли нанести на карту объект, который простирается почти на 3600 световых лет на расстоянии около 68000 световых лет от Земли, что делает его самой большой и самой далёкой гигантской газовой нитью, которую когда-либо видели.

Команда подсчитала, что Cattail имеет массу 65000 Солнц, а его истинная протяжённость может быть даже больше, возможно, до 16000 световых лет в поперечнике. Они подробно рассказали о своих выводах в статье, опубликованной 4 августа в базе данных препринтов arXivOrg, которая была принята к публикации в Astrophysical Journal Letters.

Cattail находится на внешней границе Млечного Пути, примерно в три раза дальше от центра галактики, чем мы.

“Мы не знаем, как такая огромная нитевидная структура из газа и пыли могла образоваться в таком экстремальном месте”, – сказал Цю.

На данный момент он и его коллеги не могут определить, является ли Cattail автономной газовой нитью или она соединяется где-то с основной частью Млечного Пути. По словам Цю, это может быть ранее неизвестный рукав или ответвление от одного из основных рукавов.

Поскольку FAST обеспечивает лучшее разрешение, чем предыдущие радиотелескопы, обнаруженная газовая нить может оказаться частью галактики, которую раньше просто не замечали.