Шаровое скопление E3

Шаровое скопление E3. Авторы и права: NASA.

Когда наша галактика родилась, около 13 миллиардов лет назад, вместе с ней сформировалось множество кластеров, содержащих миллионы звёзд. Однако с течением времени, большинство из них исчезли. Тем не менее, некоторые старые и умирающие звёздные скопления, скрывающиеся за молодыми звёздами, которые образовались гораздо позже, всё ещё можно обнаружить.

Шаровые скопления представляют из себя сферо- или шарообразные объединения звёзд. Количество последних может достигать нескольких миллионов. В Млечном Пути существует около 200 таких кластеров, но немногие из них так интригуют астрономов как кластер Е3. Он расположен примерно в 30 000 световых лет от нас, в южном созвездии Хамелеона. Команда испанских и итальянских астрономов окрестила его “призраком из прошлого” в своей новой статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

“Это шаровое скопление, как и несколько подобных ему, такие как, например, Palomar 5 и Palomar 14 являются “призраками”, потому что они, как выяснилось находятся, на последних этапах своего существования. Они образовались, когда наша галактика была практически младенцем – 13 миллиардов лет назад”, – сказал один из авторов статьи, Карлос Де ла Фуэнте Маркос.

E3 скрывается за молодыми и яркими объектами, расположенными между кластером и Землёй, однако это не помешало исследователям изучить его при помощи Very Large Telescope (VLT) в Европейской южной обсерватории. Полученные данные выявили некоторые странности этого кластера.

“В отличие от обычных шаровых скоплений, которые содержат сотни тысяч, а в некоторых случаях миллионы звёзд, в исследуемом объекте обнаружено всего лишь несколько десятков тысяч звёзд”, – говорит Де ла Фуэнте Маркос.

Кроме того, он имеет нетипичную круговую симметрию, а гораздо более искажённую – скорее напоминающую ромб нежели сферу, что обусловлено вероятнее всего воздействием галактических равитационных волн на кластер.

По данным другого исследования, проведённого астрономами из Мичиганского государственного университета, этот кластер является химически однородным, а это значит, что все объекты внутри кластера были сформированы в одно и то же время. Вероятно, изначально кластер содержал миллионы звёзд, однако до настоящего времени большая часть из них исчезла.

Изучение этих объектов позволит учёным лучше понять первые этапы формирования нашей галактики.