Магнитные поля экзопланет

Магнитные поля экзопланетГорячий Юпитер в представлении художника. Авторы и права: Engine House Vfx / University of Exeter / We The Curious.

Новое исследование, которое проводят учёные из Австрии, поможет получить метод для оценки силы магнитного поля планет, расположенных в сотнях световых лет от нас. Такие планеты именуются экзопланеты, первая из них была открыта в начале 1992 года и на то время астрофизики не могли даже предположить, что смогут изучать их химические и физические свойства.

Магнитное поле планеты довольно сильно влияет на её развитие. Оно выполняет роль щита против звёздных частиц, которые зачастую разрушают атмосферу планеты, поэтому важно знать, насколько это поле велико.

Для того, чтобы рассчитать величину магнитного поля экзопланеты – то есть планеты, расположенной в иной звёздной системе, Кристина Кислякова, сотрудница Института космических исследований (Австрийская академия наук) и её команда изучили обнаруженную в 1999 году планету HD 209458b, расстояние до которой составляет почти 160 световых лет. Экзопланета обращается вокруг солнцеподобной звезды, расположенной в созвездии Пегаса. Масса этой планеты составляет всего две третьих массы Юпитера, однако она почти на сорок процентов шире его.

HD 209458b это газовый гигант, орбита которого располагается на расстоянии меньшем чем расстояние между Меркурием и Солнцем (так называемый “горячий Юпитер”). В частности, орбита по которой движется HD 209458b, в пять раз меньше, чем расстояние между Солнцем и нашей планетой, а продолжительность суток на этой экзопланете равна всего около трех с половиной земных. Постоянные потоки звёздных частиц, дующие в направлении HD 209458b “растягивают” её атмосферу подобно хвосту кометы. Астрофизики неофициально окрестили этот мир “Осирис”, в честь бога загробного мира, разорванного на куски его злым братом Сетом.

Ученые использовали космический телескоп “Хаббл” для анализа спектра света, испускаемого экзопланетой HD 209458b, в тот момент, когда она находилась перед своей звездой. Как оказалось, атомы водорода довольно быстро покидают атмосферу экзопланеты. Для лучшего понимания этого процесса учёные создали специальную модель, которая учитывала все известные взаимодействия между атмосферой экзопланеты и звёздным ветром. Данная модель показала, что величина магнитного поля HD 209458b составляет лишь одну десятую магнитного поля Юпитера.

“Наши исследования позволят нам лучше понять процессы, происходящие за пределами нашей Солнечной системы”, –говорит Кислякова.

Полученные данные подтверждают предварительные выводы исследователей, согласно которым, экзопланеты такого класса имеют не очень мощные магнитные поля в сравнении с их более прохладными братьями. Поскольку HD 209458b находится на довольно малом расстоянии от своей звезды, то она подвержена сильным гравитационным возмущениям, что, вероятнее всего замедляет её скорость вращения. А медленное вращение, как известно, должно привести к ослаблению магнитного поля.