Когда “Вояджеры” и “Пионеры” достигнут другой звёздной системы?

Художественная концепция космического корабля “Вояджер”. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech.

Пара исследователей, один из Института астрономии Макса Планка, другой из Лаборатории реактивного движения в CIT, нашли способ оценить, сколько потребуется времени уже запущенным космическим кораблям, чтобы добраться до других звёздных систем. Корин Байлер-Джонс и Дэвид Фарноккья изложили свои выводы в статье, которую разместили на сайте arXivOrg.

Еще в 1970-х годах НАСА запустило четыре беспилотных космических зонда: “Пионер 10”, “Пионер 11”, “Вояджер 1” и “Вояджер 2”, которые после завершения своих миссий продолжили двигаться прочь от Земли – сейчас все четыре аппарата находятся на пути из Солнечной системы, или уже покинули её. Но что с ними будет? Удастся ли им добраться до других звёздных систем, и если да, то сколько времени это займёт у них?

Это те вопросы, которые задали себе Бэйлер-Джонс и Дэвид Фарноккья. Чтобы найти возможные ответы, они использовали данные, собранные зондом “Гайя”. Он был запущен Европейским космическим агентством в 2013 году и работал в точке Лагранжа, находящейся за пределами земной орбиты. Он собрал информацию о миллиарде звёзд, в том числе об их траекториях в космосе. Последний набор данных был выпущен только в прошлом году и содержал 7,2 миллиона звёзд.

С данными, описывающими траектории четырёх космических кораблей, и данными, описывающими траектории множества звёзд в руках, исследователи смогли определить, когда четыре космических корабля приблизятся к другим звёздным системам.

Исследователи обнаружили, что в течение следующего миллиона лет четыре космических корабля приблизятся примерно к 60 звёздам и будут в пределах двух парсеков примерно от 10 из них. Они также обнаружили, что “Пионер 10”, вероятно, будет первым, кто пройдет мимо звёздной системы (HIP 117795), которая находится в созвездии Кассиопея. Их расчёты показывают, что космический корабль пройдёт на расстоянии около 0,231 парсека от звезды примерно через 90 000 лет. Они также обнаружили, что все четыре космических корабля будут путешествовать в течение очень долгого времени, прежде чем они столкнутся или будут захвачены звездной системой – порядка 1020 лет.