Как долго длится день на Сатурне?

Как долго длится день на Сатурне?Кольца Сатурна помогли учёным определить, как долго длится день на этом газовом гиганте. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech / Space Science Institute.

Установите свои таймеры на 10 часов, 33 минуты и 38 секунд – учёные наконец-то выяснили, как долго длится день на Сатурне, закрыв тем самым один из вопросов об этом окольцованном гиганте.

Это стало возможным благодаря недавно опубликованному исследованию, в котором использовались данные, собранные миссией “Кассини” (НАСА). Новый расчёт на несколько минут уменьшает предыдущие оценки, которые учёные сделали на основе данных, полученных зондами “Кассини” и его предшественником “Вояджер”.

“Исследователи использовали волны в кольцах, чтобы заглянуть внутрь Сатурна, и выявить эту долгожданную фундаментальную характеристику планеты. И это действительно хороший результат”, – заявила Линда Спилкер (Linda Spilker).

Может показаться, что измерение продолжительности дня – это простая задача: ждите и наблюдайте за вращением. Но точная продолжительность дня на Сатурне ставила учёных в тупик на протяжении нескольких десятилетий. Поскольку планета является газовым гигантом, исследователи не могут наблюдать устойчивые ориентиры, как в случае с каменистой планетой.

Учёные также обычно могут использовать наклон магнитного поля планеты, чтобы измерить продолжительность её дня. Но это не сработало для Сатурна, потому что поле почти идеально совпадает с осью вращения планеты.

Как долго длится день на Сатурне?Облака Сатурна. Авторы и права: NASA / Cassini.

Эти проблемы долгое время оставляли учёных с приблизительными оценками, которые находились в пределах от 10 часов, 36 минут, до 10 часов, 48 минут.

В опубликованном недавно исследовании использовался совершенно иной подход – смотреть не на саму планету, а на её тонкие кольца. Эта идея была предложена в 1982 году, но только после того, как учёные получили данные “Кассини”, они смогли проверить работоспособность этого метода.

Идея состоит в том, что, когда Сатурн вращается, его внутренние области немного покачиваются, вызывая небольшие изменения в гравитационном поле планеты. Эти небольшие изменения влияют на ледяные частицы в кольцах, вызывая тем самым небольшие волны в последних.

“Частицы по всему кольцу не могут не чувствовать эти колебания в гравитационном поле”, – заявил ведущий автор Кристофер Манькович (Christopher Mankovich).

Манькович и его коллеги изучили эти наблюдаемые волны и использовали их, чтобы определить продолжительность дня на планете. Так астрономы пришли к выводу, что день на Сатурне длится 10 часов, 33 минуты и 38 секунд.

Исследование было описано в статье, опубликованной в Astrophysical Journal.

Больше информации: https://iopscience.iop.org