Исследователи обнаружили одну из самых массивных нейтронных звёзд

Исследователи обнаружили одну из самых массивных нейтронных звёздМассивный пульсар в двойной системе PSR J2215 + 5135, показанный на рисунке, нагревает атмосферу его спутниковой звезды. Авторы и права: G. Pérez-Díaz / IAC.

Используя новый метод, исследователи из Института астрофизики Канарских островов обнаружили нейтронную звезду, примерно в 2,3 раза массивнее Солнца – одну из самых массивных из обнаруженных на сегодняшний день. Исследование было опубликовано 23 мая в журнале Astrophysical Journal.

Нейтронные звёзды (часто называемые пульсарами) – это звёздные остатки, которые появились после смерти звезды, достигшей конца своей эволюции. Масса погибших звёзд составляет от 10 до 30 солнечных масс. Несмотря на небольшие размеры (около 20 километров в диаметре), нейтронные звёзды имеют большие, чем Солнце массы, поэтому они чрезвычайно плотные.

Исследователи из Политехнического Университета Каталонии и Института астрофизики Канарских островов использовали инновационный метод для измерения массы одной из самых тяжёлых нейтронных звёзд, из известных на сегодняшний день. Обнаруженная в 2011 году в двойной звёздной системе и названная PSR J2215 + 5135, с примерно 2,3 солнечными массами, она является одной из самых массивных из более чем 2000 нейтронных звёзд, известных на сегодняшний день. Хотя в исследовании, опубликованном в 2011 году, сообщалось о наличии нейтронной звезды с 2,4 солнечными массами, наиболее массивные нейтронные звёзды, которые ранее были обнаружены учёными, в 2010 и 2013 годах, имеют массы не боле двух солнечных масс.

Исследование проводилось Мануэлем Линаресом (Manuel Linares) в сотрудничестве с астрономами Тариком Шахбазом (Tariq Shahbaz) и Хорхе Касаресом (Jorge Casares). Астрономы использовали данные, полученные телескопами Gran Telescopio Canarias – крупнейшим оптическим и инфракрасным телескопом в мире, телескопами WHT, ING и IAC-80, а также использовали динамические модели двойных звёзд.

Для новой работы исследователями был разработан более точный метод, чем те, которые использовались для измерения массы нейтронных звёзд ранее. В принципе, новый метод также может быть использован для измерения массы чёрных дыр и белых карликов, если они находятся в аналогичных двойных системах.

Возможность определить максимальную массу нейтронной звезды имеет очень большое значение для многих областей астрофизики, а также для ядерной физики. Взаимодействия между нуклонами (нейтроны и протоны, составляющие ядро атома) при высоких плотностях, являются одной из величайших тайн физики. Нейтронные звёзды – это естественная лаборатория для изучения самых плотных и самых экзотических состояний материи.

Больше информации: http://iopscience.iop.org/