“Чандра” обнаружила горячий газовый пузырь в планетарной туманности IC 4593

Это составное изображение планетарной туманности IC 4593 было получено с использованием наблюдений телескопов “Чандра” и “Хаббл”. Авторы и права: NASA / CXC / UNAM / J. Toala et al. / STScI.

Астрономы, использующие рентгеновскую обсерваторию “Чандра” (НАСА), обнаружили пузырь сверхгорячого газа в центре планетарной туманности известной как IC 4593.

IC 4593 находится примерно в 7 800 световых годах от нас в направлении созвездия Геркулес.

Этот объект, также известный как HD 145649 или IRAS 16093 + 1211, является самой далёкой планетарной туманностью, наблюдаемой “Чандрой” в рентгеновских лучах.

Его горячий пузырь – один из самых маленьких среди планетарных туманностей, за исключением BD + 30 3639, IC 418 и NGC 7027.

Он содержит газ, разогретый до более чем миллиона градусов Кельвина.

Такие высокие температуры, вероятно, можно объяснить материалом, который оторвался от сжатого ядра исходной звезды и врезался в газ, который ранее был выброшен последней.

“IC 4593 – это то, что мы называем планетарной туманностью, название звучит обманчиво, потому что этот класс объектов не имеет ничего общего с планетами”, – заявили астрономы.

Такое название было дано около двух веков назад, из-за того, что эти объекты выглядели как планеты при наблюдении через телескопы того времени.

Фактически, планетарная туманность образуется после того, как внутренняя часть звезды с массой сопоставимой с солнечной сжимается, а её внешние слои расширяются и охлаждаются.

Что касается Солнца, то во время фазы красного гиганта, через несколько миллиардов лет, его внешние слои могут оказаться далеко за орбитой Венеры.

“Чандра” обнаружила горячий газовый пузырь в планетарной туманности IC 4593Будущее Солнца. Авторы и права: UniverseTodayRu.

Помимо горячего газа, исследователи также нашли доказательства наличия точечного источника рентгеновского излучения в центре IC 4593.

Это рентгеновское излучение имеет более высокую энергию, чем пузырь горячего газа.

Точечный источник может оказаться как первоначальной звездой, которая сбросила свои внешние слои, чтобы сформировать планетарную туманность, так и возможной звездой-компаньоном в этой системе.

“Необходимы более глубокие рентгеновские наблюдения, чтобы подтвердить присутствие центральной звезды в IC 4593 и охарактеризовать её природу”, – заявили учёные.

Такие измерения могут быть легко обеспечены будущими рентгеновскими миссиями, такими как Lynx и Athena.

Исследование было опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Больше информации: https://academic.oup.com/