Астрономы обнаружили ионизированные “бакиболлы” в межзвёздной среде

Концепция художника, изображающая наличие “бакиболлов” в космосе. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech.

Астрономы, использующие космический телескоп “Хаббл” (НАСА / ЕКА), подтвердили наличие ионизированного (электрически заряжённого) бакминстерфуллерена в межзвёздной среде – газе и пыли, которые заполняют межзвёздное пространство. Исследование было опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.

Бакминстерфуллерен, также известный как “бакиболл”, состоит из 60 атомов углерода (С60), расположенных в полой сфере.

Данная молекула уже была замечена в космосе раньше. Однако это первый раз, когда его ионизированная версия (C60+) была найдена в диффузной межзвёздной среде. C60 ионизируется, когда ультрафиолетовое излучение звёзд отрывает электрон от молекулы.

“Диффузная межзвёздная среда исторически считалась слишком суровой и ненадёжной средой для появления значительного количества больших молекул”, – сказал доктор Мартин Кординер (Martin Cordiner), исследователь из Центра космических полётов имени Годдарда при НАСА и Католического университета Америки в Вашингтоне.

До обнаружения C60 самые большие из известных молекул в космосе имели размер всего 12 атомов. Обнаружение C60+ показывает, насколько сложная астрохимия может наблюдаться, даже при такой низкой плотности.

Межзвёздный материал Млечного Пути в основном расположен в относительно плоском диске, поэтому линии обзора звёзд в плоскости галактики проходят через наибольшее количество межзвёздного вещества и, следовательно, демонстрируют самые сильные характеристики поглощения из-за межзвёздных молекул.

Доктор Кординер и его коллеги использовали “Хаббл”, чтобы проанализировать свет, исходящий от семи голубых сверхгигантов в плоскости Млечного Пути.

“Жизнь, как мы её знаем, основана на углеродосодержащих молекулах, и это открытие показывает, что сложные молекулы углерода могут образовываться и существовать в суровых условиях межзвёздного пространства”, – сказал доктор Кординер.

В некотором смысле жизнь может считаться предельной химической сложностью. Наличие C60 однозначно демонстрирует высокий уровень химической сложности, присущей космическим средам, и указывает на высокую вероятность возникновения других чрезвычайно сложных углеродсодержащих молекул, образующихся спонтанно в космосе.

В будущем команда планирует обнаружить C60+ в большем количестве сред, чтобы увидеть, насколько широко распространены “бакиболлы” во Вселенной.