Свои разработки на аэрокосмический форум привезли более 20 ведущих предприятий Роскосмоса. «Космическая» экспозиция вызвала большой интерес посетителей, не утратив своего колорита даже на фоне ажиотажа вокруг масштабной премьеры истребителя «Шах и мат» (Cheсkmate).
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва в представлении не нуждается. В этот раз — в дополнение к макетам космической техники, в частности перспективного транспортного корабля «Орёл» и модуля «Наука», — предприятие показало специальный тренажер «Одиссей». Благодаря виртуальной реальности в нем можно ощутить себя выходящим в открытое космическое пространство.
Другой интересный тренажер представил Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. С его помощью гости авиасалона могли почувствовать себя в кресле пилота корабля «Союз МС». Именно на таком устройстве космонавты отрабатывают режимы ручного сближения, причаливания и стыковки во время предстартовой подготовки. Поскольку тренажер мобильный, он позволяет проводить тренировки вдали от ЦПК, например на Байконуре, где нет полноразмерного макета корабля. «Это важный и нужный инструмент, — объяснял посетителям космонавт Сергей Кудь-Сверчков, представлявший ЦПК на выставке. — Его ручки управления аналогичны настоящим в реальном корабле, а математические модели очень качественно имитируют на экранах мониторов настоящий полет».
Дальний угол павильона Роскосмоса занимали модели ракет-носителей от Центра имени М. В. Хруничева. Среди новинок можно было заметить макет модернизированной ракеты «Ангара-А5М» и носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В», а также разгонного блока «Бриз-М», адаптированного для этих средств выведения. В качестве перспективных разработок предприятие показало макет кислородно-водородного разгонного блока КВТК, который должен существенно увеличить грузоподъемность ракет семейства «Ангара-А5».
Такая разная тяга
Неоспоримый факт: ни одна ракета не полетит без двигателей. Их созданием в нашей стране занимается холдинг, объединивший ведущих двигателестроителей во главе с НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко (Химки). В эту структуру входят: предприятие «Протон-ПМ» (Пермь), которое серийно производит двигатели РД-276 для ракеты-носителя тяжелого класса «Протон-М» и участвует в кооперации по выпуску кислородно-керосинового двигателя нового поколения РД-191; Конструкторское бюро химавтоматики (Воронеж), разработчик и изготовитель двигателей для верхних ступеней ракет «Союз» и «Ангара», а также водородного двигателя
РД-0146; НИИ машиностроения (Нижняя Салда), разработчик и изготовитель ракетных двигателей малой тяги и двигательных установок космических аппаратов; ОКБ «Факел» (Калининград), создатель электроракетных двигателей, и КБ химмаш имени А. М. Исаева (г. Королёв), изготовитель однокомпонентных двигателей малой мощности.
Среди представленных разработок можно было увидеть макеты двигателей: РД-171 (на его основе создается двигатель РД-171МВ для новой ракеты «Союз-5»), РД-191 для «Ангары», а также экспортируемых в США РД-180 и РД-181 (используются на первых ступенях ракет-носителей «Атлас-5» и «Антарес»).
Директор НИИмаш из города Нижняя Салда Елена Матвеева лично представляла свое предприятие на МАКСе.
«Мы показываем на авиасалоне три двигателя, — оживленно рассказывала она. — Первый „ашка шестнадцатая“ (11д428А-16) — 300-граммовый двигатель для ориентации и стабилизации „Союзов“, „Прогрессов“ и других аппаратов. Такие же двигатели стоят на „Науке“. Их произведено уже более двух тысяч. Второй двигатель (МВСК-02) предназначен для „Орла“. Он уже прошел практически все испытания, и сейчас мы готовим к поставке заказчику первую летную партию. И третий наш, самый маленький двигатель — 14Ц71001 — предназначен для мини- и микроспутников».
Экспонаты ОКБ «Факел», тоже входящего в интегрированную двигателестроительную структуру, демонстрировал генеральный конструктор Евгений Космодемьянский:
«Прежде всего, это электрореактивный двигатель СПД-50М. Его мы активно производим и продали, в том числе за рубеж, сотни таких двигателей. Представляем также уже отработанные и востребованные у нас и за рубежом двигатели СПД-70, СПД-100. А СПД-140 мы производим в экспортном варианте, и уже около 40 таких двигателей эксплуатируются на зарубежных космических аппаратах. Еще мы привезли макет космического аппарата формата „кубсат“. На нем будем отрабатывать технологии создания двигателя с очень малым потреблением электроэнергии — порядка десятков ватт. К созданию этого аппарата мы планируем привлекать студентов и рассчитываем, что в 2022–2023 гг. он будет на орбите».
Что показали испытания
Современная космическая техника становится все сложнее и требует всевозможных наземных испытаний, прежде чем отправиться на орбиту или в дальний космос. На заре космической эры, в 1949 г., по инициативе С. П. Королёва недалеко от Загорска (ныне — Сергиев Посад) был образован испытательный центр, где проверялась работоспособность ракет, начиная со знаменитой Р-1. В настоящее время это предприятие носит название Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности.
Генеральный директор НИЦ РКП Николай Петрович Сизяков поделился информацией, чем занимается предприятие и что решило показать на авиасалоне:
«...сейчас мы готовимся к испытаниям космического аппарата в камере ВК-600/300, имитирующей условия реального космоса: вакуум, нагрев до 450°С, освещенность солнцем, а также охлаждение до минус 200°С. Еще один стенд сейчас готовим к испытаниям водородно-кислородного двигателя РД0146. Все испытания должны завершить к августу 2023 г.».
Макет вакуумной камеры ВК-600/300, о которой рассказал глава предприятия, был представлен на выставке.
Еще один интересный экспонат — опытный образец высокодинамичного силоизмерительного устройства (СИУИ-1500). «Это наше изобретение, — не без гордости заметил заместитель гендиректора по стендовой базе Владимир Борисов. — Обычно тяга двигателя определяется расчетом по расходу топлива, давлению в камере сгорания. Наше устройство позволяет измерять тягу двигателей напрямую, причем не только на стационарных, но и на импульсных режимах работы двигателя с большой точностью. Это устройство запатентовано. Иностранцы, в частности китайцы, им очень заинтересовались».
Космические сервисы для человека
На стенде холдинга «Российские космические системы» (РКС), пожалуй, самых внушительных размеров, можно было ознакомиться с новейшими технологиями космического приборостроения и аналитическими сервисами, основанными на использовании информации, получаемой от космических систем навигации, связи и т. д. Посетителям в наглядной и увлекательной форме демонстрировали весь «жизненный» цикл «космической» информации: от зарождения идеи по созданию нового аппарата до управления орбитальной группировкой спутников, получения данных, их нейросетевой обработки и вариантов конечного применения.
«На МАКС-2021 мы представляем крупный российский приборостроительный холдинг, который обеспечивает независимость отечественной экономики в области электроники, — отметил гендиректор РКС Андрей Тюлин. — В РКС организовано поточное серийное роботизированное производство компонентов и унифицированной аппаратуры. Холдинг также активно участвует в формировании рынка прикладных цифровых сервисов для человека».
Луна, Марс, далее везде...
НПО имени С. А.Лавочкина — ведущее предприятие России по созданию лунных и межпланетных станций, научных спутников и разгонных блоков серии «Фрегат». Возле стенда со знакомой символикой мы побеседовали с гендиректором этого уникального предприятия Владимиром Колмыковым.
«Здесь мы впервые представляем макет уже действующего два года на орбите аппарата „Спектр-РГ“ и макет уже отлетавшего аппарата „Спектр-Р“, — рассказал он. — На стенде также представлены макеты наших лунных аппаратов — „Луна-25“ и „Луна-27“. Здесь же макеты посадочной платформы и марсохода проекта Exomars, которые полетят к Марсу в следующем году. В центре нашего стенда можно разглядеть макет обтекателя ракеты-носителя „Союз-2“ с размещенным под ним разгонным блоком „Фрегат“. Это один из лучших разгонных блоков в мире по точности выведения спутников на орбиту. Мы создаем его в трех модификациях: „Фрегат-М“, „Фрегат-СБ“ и „Фрегат-СБУ“. Каждую из них мы можем легко подстраивать под конкретные задачи. Сейчас мы адаптируем „Фрегат-СБУ“ со сбрасываемым торовым топливным баком под перспективную ракету „Союз-5“. Эта разработка намного увеличит массу полезного груза, выводимую на геостационарную орбиту».
Спутники из Красноярска
Привлекал внимание посетителей и стенд «Информационных спутниковых систем» имени академика М. Ф. Решетнёва, еще одного ведущего в стране изготовителя космических аппаратов.
«Хозяйничал» на нем гендиректор ИСС Николай Тестоедов. «Традиционно на МАКСе мы представляем свои „визитные карточки“. В этот раз макеты аппаратов „Глонасс-К1“ и спутниковой платформы „Экспресс-1000“, — охотно пояснил он. — Впервые привезли макет космического аппарата группировки „интернета-вещей“ „Марафон“, входящей в программу „Сфера“. Мы уже полтора года работаем в инициативном порядке по этой теме: сделали аванпроект, разработали конфигурацию, подготовили производственную линейку, обучили специалистов. Если контракт с Роскосмосом будет заключен, то в течение полутора лет полетит первый аппарат, а в следующие полгода полетят еще пять аппаратов. По результатам испытаний будет принято решение о серийном производстве».
Плазмотроны и ионные двигатели
Исследовательский центр имени М. В. Келдыша известен созданием системы залпового огня «Катюша», двигателя ракетного самолета Би-1 и аппаратуры для многих космических программ. В XXI веке предприятие ведет разработку электроракетных двигателей и плазмотронов, участвует в проекте космического ядерного буксира, создает сложные наноматериалы и покрытия. На МАКСе Центр показал электродуговые подогреватели (плазмотроны) для испытаний высокотемпературных материалов, используемых в космической технике.
«Наши плазмотроны мощностью от 4 до 20 мегаватт максимально имитируют воздействие атмосферы на теплозащитные покрытия летательных аппаратов, — увлеченно рассказывал представитель Центра Келдыша, кандидат технических наук Алан Козаев. — Кроме плазмотронов, мы представляем электроракетный ионный двигатель с удельным импульсом до 4500 секунд. Он уже прошел экспериментальную отработку».
Свои технологии
Московское НПО «Техномаш» — головное предприятие Роскосмоса по технологическому обеспечению создания ракетно-космической техники. Разговор на стенде компании с гендиректором Юрием Власовым зашел о необходимости обладания собственным промышленным потенциалом для развития отрасли.
«„Техномаш“ обеспечивает нашу промышленность теми технологиями, тем оборудованием, которые невозможно по тем или иным причинам купить за рубежом, — отметил руководитель. — К сожалению, на салоне мы можем представить лишь небольшую часть наших разработок. Например, уникальные головки ГСК-2, ГНС 25-45 и УППТ-1 для сварки труб различных диаметров в труднодоступных местах. Они обеспечивают высокое качество сварного шва без опасения повреждения соседних устройств или оборудования».
Скафандры и костюмы
НПО «Звезда» — предприятие, которое не входит в структуру Роскосмоса, но без которого трудно представить себе космическую отрасль. Одно из немногих в мире, оно занимается производством космических и авиационных систем жизнеобеспечения: скафандров, катапультных кресел, противоперегрузочных костюмов для летчиков.
Об экспонатах, показанных на авиасалоне, рассказал гендиректор и генконструктор предприятия Сергей Поздняков: «Мы представляем новую версию амортизационного кресла „Чегет“ для космонавтов, а также две модификации спасательных скафандров „Сокол-М“. Их принципиальное отличие от существующей модели („Сокол-КВ2“. — Ред.) в многоразовости. У них полиуретановые, а не резиновые герметичные оболочки. В одной модификации в качестве застежки использована гермомолния, а в другой — жесткий разъем по поясу, наша оригинальная разработка. Именно это решение предпочтительнее, так как молния не очень надежна, ее сложно разместить так, чтобы космонавту было удобно пользоваться. Скафандр с поясным разъемом нам представляется более надежным и дешевым.
Были соображения, что жесткая конструкция будет мешать во время пребывания человека в кресле, но мы провели эргономическую оценку, и наши опасения не подтвердились. В случае чего всегда можно вернуться как к идее с гермомолнией, так и к традиционной конструкции с „аппендиксом“, которая сейчас применяется в „Соколе-КВ2“. Скафандры „Сокол М“ мы будем делать нескольких размеров: они легко подгоняются под рост человека и смогут использоваться до десяти раз.
Кроме того, мы разработали вентиляционный костюм, который надевается под скафандр. На случай посадки спускаемого аппарата при отрицательных температурах мы сконструировали и здесь представляем новый теплозащитный костюм ТЗК-14М. В нем используются современные ткани, у него значительно улучшенная теплозащита. А на случай посадки на воду мы разработали для космонавтов совершенно новый гидрокостюм „Форель М“. В нем применены герметичная молния, специальные хитрые перчатки, позволяющие их расстегнуть и вытащить руки.
Все наши перспективные разработки планируем применять для полетов на новом корабле „Орёл“. Не исключено, что вариант нового „Сокола-М“ будем использовать и на „Союзе МС“».
Русский космос, Игорь Маринин